Паломничество. Поездка в почаев.

Паломничество. Поездка в почаев.Паломнические поездки: Лето — это пора отдыха, когда каждый стремится посетить хорошие места, получить новые впечатления, обновить затраченные за рабочий год силы. Отдыхать можно не обязательно на море, то есть в Крыму, на Черноморском побережье, или за рубежом.

Ведь путешествие по регионам или по области, где вы проживаете, с обзором всех привлекательных мест — рек, озер, лесов, тоже может стать прекрасным, незабываемым отдыхом. лагодаря Богу, Украина богата на живописные пейзажи. Неплохо отправиться в путешествие Днепром…

Паломничество — это туризм: Отдельным видом летнего туризма является паломничество. В отличие от других видов путешествий паломничество наполнено религиозным смыслом, оно является в первую очередь духовным путешествием с целью лучшего познания себя, своих отношений…

Лето — это пора отдыха, когда каждый стремится посетить хорошие места, получить новые впечатления, обновить затраченные за рабочий год силы. Отдыхать можно не обязательно на курортах Украины, то есть в Крыму, на Черноморском побережье, или за рубежом. Ведь путешествие по регионам или по области, где вы проживаете, с обзором всех привлекательных мест — рек, озер, лесов, тоже может стать прекрасным, незабываемым отдыхом.

Благодаря Богу, Украина богата на живописные пейзажи. Неплохо отправиться в путешествие Днепром, Днестром, Бугом или еще какой-то из прекрасных украинских рек, любуясь ландшафтами отечественной лесостепи.

Паломничество — это туризм

Отдельным видом летнего туризма является паломничество. В отличие от других видов путешествий паломничество наполнено религиозным смыслом, оно является в первую очередь духовным путешествием с целью лучшего познания себя, своих отношений с Богом и с близкими. Паломничество было распространено во все века христианства. Люди странствовали через целые континенты, подвергаясь многочисленным опасностям, чтобы собственными глазами увидеть церковные святыни — храм Святой Софии в Константинополе, места библейской истории в Израиле и Египте.

Конечно, в современном мире этих опасностей уже нет, но все равно духовное паломничество остается испытанием для терпеливости, целенаправленности путешествующих, а также их умения находить между собой общий язык.

Получив около одного из столичных храмов открытку с приглашением поехать с паломнической группой в Почаев, я заинтересовался этой идеей. Мне много приходилось путешествовать по Украине и миру, в том числе с паломнической целью, но ездил я преимущественно или сам, или с несколькими близкими людьми. К групповым формам паломничества я, как правило, не обращался, считая, что это может повлечь много неудобств. Но в этот раз все же соблазнился, заказал место в паломническом автобусе и начал собираться к поездке на Тернопольщину — в Почаев.

Подготовка к духовной встрече со святыней

За неделю до отъезда начал изучать литературу — воспоминания про Почаевскую Лавру митрополита Евлогия(Геориевского) и митрополита Антония (Храповицкого), оба в свое время были наместниками этой святыни. Проштудировал я и фундаментальное исследование «Праздника Почаевской Лавры» митрополита Иллариона (Огиенка), а также труды протоиерея Андрея Хойнацкого, который всю свою жизнь посвятил изучению Почаевского монастыря, за что его и прозвали певцом Почаевской горы.

И потому на момент отъезда я уже был достаточно неплохо подготовлен для полноценной духовной встречи с обителью преподобного Иова. Кстати, фигура этого святого отца, а также его более позднего сподвижника Амфилохия, стали главной причиной моего выбора отправиться именно в Почаев, а не в какое-то другое известное и исторически выдающееся место.

Так случилось, что в семье моих родителей издавна уважалась Почаевская икона Божьей Матери. Мой отец родом из Тернопольщины, и потому с детства усвоил особенную веру в образ Пресвятой Девы из Почаевской горы. Ее благословенными молитвами он в раннем возрасте стал членом Церкви, начал принимать Святое Причастие, хотя потом коммунисты стали ему препятствовать. На праздник Почаевской Богородицы родился мой старший брат.

Паломничество. Поездка в почаев.Мои первые шаги как церковнослужителя тоже начинались с чествования Божьей Матери Почаевской — в свое время мне пришлось служить чтецом в московском храме Сени Богородицы, где настоятелем был выходец из Украины протоиерей Валентин Асмус, известный филолог и патролог. Отец Валентин также очень уважал Почаевскую Богоматерь, привив эту любовь и мне в процессе нашего с ним духовного общения. И потому постоянно в течение моей жизни я чувствовал помощь и милость Богородицы Почаевской ко мне и моей семье.

С молитвой к преподобным Иову и Амфилохию Почаевскому

С особенным почетом я отношусь к преподобным Иову и Амфилохию Почаевских. Преподобный Иов в сложный период моей жизни стал для меня нерушимой молитвенной основой, на которую я опирался и без которой мне было бы очень сложно. В моей жизни был период, когда через тяжелые испытания проходили мои взгляды на мир, на Церковь, на общество, и я обращался в искренней молитве к преподобному Иову, чтобы он помог мне сделать правильный выбор, найти правдивые слова в разговорах и дискуссиях, делать правильные поступки.

С того времени всегда в моем жилище в иконостасе находится икона этого святого.

Не менее важным для моей духовности стал преподобный Амфилохий Почаевский. Образ этого преподобномученика была и всегда будет наилучшим примером преданности воле Божьей, смелости в свидетельстве своей веры, решительностью в борьбе против сил зла. Всю жизнь преследуемый советской властью, а в конце концов замордован ею на смерть, отец Амфилохий (настоящее имя Яков Головатюк) никогда не терял бодрость духа, открытости к общению с людьми, оптимизма.

Он чем-то напоминает мне моего родного деда, в честь которого мои родители меня назвали.

Мой дед родился на Ивано-Франковщине, потом переехал на Тернопольщину, где и родился мой отец. Во время Второй мировой войны дед боролся против коммунистов, а потом, когда советская власть вернулась на Западную Украину, он был арестован и отправлен в лагеря Таджикистана, где должен был работать на урановых рудниках. Неоднократно люди из НКВД вызывали его на допросы, предлагая «сознаться» в преступлениях против СССР, покаяться, изменить свое отношение к коммунизму, но он решительно стоял на своем.

В конце концов, в результате лет работы с ураном он заболел раком и умер. Очень похоже на историю Амфилохия Почаевского — и его допрашивали, мучили, издевались над ним, предлагали сотрудничество. Но он лишь откровенно смеялся в глаза коммунистическому зверю.

Поездка в Почаев!

Вот, началась моя поездка в Почаев вовремя и без задержек. Уровень организации был достаточно высок — организовала поездку парафия святых бессребреников Козьмы и Демьяна при Киевском институте онкологии. Настоятелем парафии известеный в кругах столичного духовенства своими инициативами пастырской опеки над онкобольными священник Евгений Милешкин. Отец Евгений благословил паломников в дорогу, и путешествие началось.

Паломничество. Поездка в почаев.В комфортабельном крупногабаритном автобусе ехали около двадцати пять лиц. Люди были очень разными. Некоторые мужчины на каждой остановке выходили и жадно выкуривали по несколько сигарет, потому что длинные часы не курения в автобусе доводили их до безумия. Но я, глядя на них, искренне радовался, что эти молодые люди (им было до 30 лет) таки настроились и поехали в паломничество.

Наибольшую группу паломников складывали женщины среднего возраста, которые были или знакомые между собой, или быстро познакомились в автобусе. Целую дорогу они обсуждали разные жизненные проблемы, обменивались телефонами, узнавали об общих друзьях, советовали друг друга для посещения тех или других храмов. Конечно, не обошлось и без морализаторства с их стороны — молодежь постоянно слышала в свой адрес: «Сделайте тише музыку»!, «Что вы разложили ваше кресло — спать будем вечером», «Ну разве можно в майке ехать в Почаев — немедленно оденьте куртку! «Сколько можно целоваться? Прекратите»!. Младшие паломники послушно терпели, пытаясь ничего не говорить в ответ.

Руководителем группы был приятного вида человек приблизительно 50 лет. Он умело пользовался своим мелодичным баритоном, чтобы время от времени повеселить уставших длинной и знойной дорогой паломников какой-то шуткой или анекдотом. Рассказывал он и духовные истории. «Уже не первый год я езжу с паломническими группами как экскурсовод, и чего только не случалось в наших поездках. Неоднократно Господь Бог молитвами Его Пречистой Матери спасал нас от разнообразных неурядиц, непредсказуемых и аварийных ситуаций.

Особенно часто что-то подобное случалось при пересечении государственной границы, когда кто-то из людей забывал паспорт или какой-то другой документ и пограничники отказывались его пропускать, заставляли выходить из автобуса и возвращаться домой. Но я ответственно заявляю, что в моих поездках еще никого с автобуса не сняли — все успешно завершали свое паломничество и возвращались домой. С нами Покров Богоматери и защита святых Козьмы и Демьяна, а потому никакие проблемы не могли и не могут стать нам на пути.

Так же неоднократно мне пришлось быть свидетелем того, как в паломничество ехал абсолютно безразличный к Церкви человек, а возвращался настоящий христианин с огнем веры в душе. Половина мужчин после паломничества бросают курить и излишне употреблять алкоголь. В конце концов, я сам один из таких — курил с школьного возраста, с началом профессиональной карьеры (я экономист), где бы я не работал, всегда был постоянным гостем мест для курения. Но когда начал заниматься организацией паломничества — желание курить сняло как рукой.

«Ну какой же ты паломнический проводник, когда сам дымишь»?! — сказал я собе и навсегда отказался от сигарет. Советую то же и всем здесь присутствующим мужчинам» — таким был рассказ руководителя поездки.

Желание немного подискутировать с ним возникло у меня, когда рассказ начал кружить вокруг таких тем, как старцы, благодатные и не благодатные священники, проблемы идентификационных номеров и другие подобные дела, но я, к счастью, сдержался. Так нередко случается, что христиане своими спорами относительно второстепенных вещей вызывают недоверие к Церкви среди людей не церковных — мне не раз приходилось быть свидетелем таких ситуаций — и потому смолчать с моей стороны было решением правильным.

Паломничество. Поездка в почаев.Печерская Лавра… Прошлое является как нынешнее время…

Экскурсия по Почаевськой Лавре, прилегающим к ней Свято-Духовным скитом, а также Кременцем и Корцем была больше чем интересной. Увидеть собственными глазами вековечные святыни украинского народа, отметить чудотворные иконы, приложиться к мощам преподобных Иова и Амфилохия, выпить воду из целебного источника Пресвятой Девы на Почаевской горе — все это имело чрезвычайно мощное влияние.

Апофеозом паломничества для меня стало принятие Святого Причастия на Литургии в Троицком соборе. Собор был построен тогда еще архиепископом Антонием (Храповицким) и освящен 9 января 1912 года. Потратив не один год на изучение русского богословия, проживая для этого несколько лет в столице России — Москве, все события из истории Русской Церкви я воспринимаю очень особенно, поскольку они для меня что-то больше, чем просто события.

Молясь на Божественной литургии в Свято-троицком соборе, я как будто собственными глазами наблюдал, как службу Божью медленно, без пропусков, с надлежащей фундаментальностью и в традиционном аскетическом духе правит Преосвященный Антоний.

Ему сослуживает владыка влогий (Георгиевский) — будущий святитель Западной Европы, покровитель Свято-Сергиевского богословского института в Париже, из чьих рук приняли священничество такие церковные деятели, как протопресвитер Василий Зеньковский, протопресвитер Георгий Флоровский, а архиерейскую благодать — митрополит Вениамин (Федченков).

Мое воображение рисовало мне и другие картины — Литургию при участии выдающегося украинского митрополита Иллариона (Огиенка), чье право на архирейство было добыто путем переговоров с Предстоятелем Польской Православной Церкви Блаженнейшим Дионисием (Валединским) именно здесь, в Почаевской Лавре. Ту службу Божью я запомню на всю свою жизнь…

В самой Почаевскй Лавре свои услуги экскурсовода предложил студент местной духовной семинарии. Невзирая на невиданную коммуникабельность, он все-таки был недостаточным образом подготовленным для полноценной экскурсионной работы. И потому мне пришлось постоянно его подправлять (хорошо, что выучил перед поездкой соответствующую историческую литературу!) — то он год спутает, то какой-то факт предвзято подаст, то имя перекрутит. И все же паломники экскурсией остались в целом довольные.

Особенно им понравилась моя история о роли католического ордена иезуитов в истории Почаевского монастыря. Определенное время они владели Лаврой. Вправе монахи, верные слуги Римского Папы обустроили производство фальшивых денег, в результате чего владели большими суммами для покупки земель, обустройства монастырей и тому подобное. Они не считали фальшивомонетничество грехом, так как использовали деньги на Божье дело. А как известно, девизом Общества Иисуса (то есть ордену иезуитов) является высказывание «Ad majorem Dei Gloriam»!, то есть «Все на славу Божью»!.

ВПаломничество. Поездка в почаев.ечное спокойствие…

Памятным было и посещение монастырского кладбища Почаевской Лавры, где находится могила преподобного Амфилохия и других лаврских монахов. Стоя на могиле этого преподобномученика, я молился и просил Бога о том, если бы Он дал мне ум и силы понять, для чего в этом мире нужные страдания, почему существует зло, за что украинская земля была наказана многолетней советской оккупацией, которая так жесткого уничтожала народ, его культуру, его язык.

Прикладываясь к кресту на могиле Амфилохия, я пытался понять духовное величие этого исповедника христианской веры, воина церковной истины, служителя своего народа, и мне спало на мысль, что его подвиг был определенной очисткой. Это была очистка людей от наслоения бездуховности, распространенной коммунистами и их прислужниками; от грязи разочарования, от нехватки национального самосознания, от неуверенности в собственных силах, в собственном высоком христианском призвании.

Кременец и Корец. Священный дух истории

Не менее интересными были смотрины Кременца (это рядом с Почаевом; сам Почаев является административной единицей Кременецкого района Тернопольской области) и Корца (Ровенская область). В Кременце мое внимание привлекло здание бывшей духовной семинарии, которая существовала здесь в первой половине ХХ века, когда западноукраинские земли находились под властью Польши. Семинария расположилась за несколько метров от Богоявленского монастыря — главной святыни города.

Я смотрел на серые, поврежденные ходом истории стены и думал о том, что именно здесь, в этом здании, за этими окнами происходило возрождение нашей Православной Церкви, украинской богословской традиции, происходили переводы богослужебных текстов на украинском языке.

Здесь учились и работали такие известные общественно-политические и церковные деятели, как Иван Огиенко (позже — митрополит Илларион), Степан Скрипник (позже — епископ Мстислав), епископ Поликарп (Сикорский), профессор богословия Михаил Кобрин, прекрасный специалист по экклезиологии Александр Лотоцкий, профессор и публицист Юрий Пундик-Миколин, публицист и редактор Олег Штуль-Жданович и много других.

По пути к Корцу автобус заехал в Скит святой праведной Анны Городоцкой Свято-михайловского монастыря, который встретил паломников прохладой вод чудотворного источника и красотой мастерски ухоженной цветочной оранжереи. Как оказалось, местные жители отличаются не только особенным благочестием, пылкой верой в Бога и любовью к богослужениям в храме св. Анны, но и большим почетом к Предстоятелю нашей Церкви — Блаженнейшего Митрополита Владимира, который из-за этого приезжает сюда ежегодно на престольный праздник и служит Божественную литургию.

Незабываемым спокойствием и волшебной тишиной провинциального городка встретил нас Корец. Чистый и опрятный, старинный город радовался паломникам, которые, не принимая во внимание усталость, сразу поспешили осмотреть местный Свято-троицкий монастырь. Построен в прекрасном восточноукраинском стиле, главный храм монастыря открыл свои двери навстречу путешественникам, приглашая приложиться к уважаемым местными верующими икон и святых образов.

Убрана и обустроенная территория монастыря свидетельствовала о том, как бдят за ним студентки Регентско-катехизаторского училища, которое здесь расположено. Кроме овладения основами богословских наук и богослужебных правил студентки успевают еще и присматривать за зданием монастыря.

После возвращения в Киев впечатлениям не было пределов. Получив от паломничества неописуемое духовное вдохновение, я понял, что должен поделиться им с другими. Рассказывая снова и снова о паломнической поездке, я все больше и больше пронимался мыслью, что неслучайно Господь направил мой путь в Почаев, к этому благодатному источнику, откуда значительным образом и выросла Украинская Церковь. Благодарю Бога за это паломничество, я молюсь, если бы иметь возможность увидеть Почаевскую святыню опять…

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: